Открытое занятие для учителей начальных классов и родителей
15 мая 2022
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи 6 – 7 лет.
Тема: «Звуки К, Кь. Буква К».
Цель: закрепление произношения звуков К, Кь. Знакомство с буквой К.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: закрепить у детей навыки различения и чёткого произношения звуков К, К/; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-графической схеме; продолжать знакомить с понятием «согласный глухой звук»; с буквой К; упражнять в подборе слов антонимов.
Коррекционно-развивающая: развивать память, слуховое восприятие, логическое мышление, мелкую моторику детей.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.
Оборудование: письмо, предметные картинки: кот, кит, коты; таблица для характеристики звука; предметные картинки в названиях, которых есть звуки К, Кь в разных позициях; буквы К, к - демонстрационная картинка, звуковые линейки; сигнальные фишки; лотки со звуковыми фишками; простые графические карандаши; стаканчики с арбузными семечками, бархатная бумага, нитки, кассы букв. Мяч.
ХОД НОД
I.Организационный момент.
1.Игра «Письмо от Смешариков».
Ребята, сегодня я получила письмо от наших хороших знакомых – Смешариков. Посмотрите, вот они. (На мультимедийном экране заставка Смешарики). Послушайте, что они пишут: «Дорогие, ребята, мы вместе с вами изучаем азбуку, знакомимся со звуками и буквами. Занятия для нас проводит Лосяш. Но сегодня Лосяш заболел, а нам не хотелось бы пропускать занятие. Помогите нам, пожалуйста, познакомится с новыми звуками. Эти звуки спрятались в отгадках загадок, которые (приготовил Лосяш) мы вам отправили в письме.»
- Ребята, поможем Смешарикам? (Ответы детей.) Послушайте внимательно загадки и отгадайте их.
Вес его – до сотни тонн,
Крошка рядом с ним и слон!
Он плывёт – вода «кипит»!
Угадай, кто это - …(кит).
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится.
Угадали? Это - …(кот).
(На наборное полотно выставлены картинки кот и кит.)
-Ребята, а как вы думаете, одинаково ли звучат первые звуки в словах кот и кит? (Ответы детей.)
-В слове кот звук К твёрдый, а в слове кит – мягкий.
-Сегодня мы будем произносить слова со звуками К и Кь, познакомимся с буквой К.
II.Основная часть
2.Произнесение, наблюдение за положением артикуляционных органов, звучанием, характеристика звуков К, Кь.
- Ребята, давайте вместе со Смешариками понаблюдаем за произношением звуков К, Кь и определим какие это звуки.
- Спойте звук К. (Не поётся.) Произнесите звук К протяжно, долго.
- При произнесении звука К воздух проходит свободно? (Нет воздух встречает преграду.)
- Какую преграду встречает воздух? (Мешает язык («горкой»).)
- Звук К не поётся, при произнесении звука воздух встречает преграду – как называется такой звук? (Согласный.)
- Звук К «звонкий или глухой»? Как это проверить? (Положить руку на горлышко и произнести звук К, горлышко «не дрожит». Звук К глухой.)
- Звук К твёрдый или мягкий? (Твёрдый.)
- Фишкой какого цвета будем обозначать звук К? (Синим.)
(Дети дают характеристику звука опираясь на вопросы дефектолога.)
- Спойте звук Кь. (Не поётся.) Произнесите звук Кь протяжно, долго.
- При произнесении звука Кь воздух проходит свободно? (Нет воздух встречает преграду.)
- Какую преграду встречает воздух? (Мешает язык («горкой»))
- Звук Кь «звонкий или глухой»? ( Глухой) Как вы узнали? (Положили руку на горлышко, «не дрожит».)
- Звук Кь твёрдый или мягкий? ( Мягкий.)
- Фишкой какого цвета будем обозначать звук Кь? ( Зелёного.)
(Дети дают характеристику звука опираясь на вопросы дефектолога.)
3.Игра «Светофор»
-Ребята, давайте покажем Смешарикам, как с помощью сигнальных фишек вы определяете где твёрдый звук К, а где мягкий – Кь. Возьмите наши светофорики-фишки. Я буду произносить звуки К, Кь. Услышав звук К, поднимите сигнальную фишку с синим кружком. Услышав звук Кь поднимите сигнальную фишку с зелёным кружком. Будьте внимательны.
К, п, к, мь, н, к, х, кь, п, к, м, п, кь, к, в, х, к, х, кь, м, кь, п, х, к, в.
-Сейчас я буду произносить слоги, а вы поднимите синюю карточку , когда услышите слог со звуком К или зелёную – когда услышите слог с мягким звуком Кь:
ик, ки, ко, ка, ке, ку, ак, кё, ок, акь, ек, акь.
-Я буду произносить слова. Поднимите сигнальную карточку с синим кружком, когда услышите слово со звуком К или зелёную – когда услышите слово с мягким звуком Кь:
кот, кит, кошка, корова, кепка, кефир, кофе, кино, корка, кирпич, корабль, конфета.
4.Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Апельсин»
- Ребята, Смешарики очень любят играть в игры с пальчиками. Наши пальчики тоже устали. Давайте сделаем для них зарядку. (Дети стают рядом со своими стульчиками).
Мы делили апельсин. (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1палец.)
Эта долька – для ежа. (Загибают большой палец левой руки.)
Эта долька – для чижа. (Загибают указательный палец.)
Эта долька – для утят. (Загибают средний палец.)
Эта долька – для котят. (Загибают безымянный палец.)
Эта долька – для бобра. (Загибают мизинец.)
А для волка - кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас – беда!!! (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)
Разбегайтесь – кто куда! («Бегут» пальцами по столу.)
5.Игра «Подарим картинки Киту и Коту».
- Смешарики любят дарить подарки. Мы с вами сейчас тоже будем дарить подарки. У каждого из вас на столе лежат картинки. Возьмите их и подойдите к панно. (Дети стоят полукругом). Сейчас каждый из вас по очереди будет называть картинку и дарить её Коту, если в названии картинки есть твёрдый звук К или Киту, если в названии картинки есть мягкий звук Кь. Например: «У меня «валенки». Картинку я подарю Киту».
6.Игра «выложите звуковую схему слов коты».
(Дети садятся на стульчики.)
- Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? (Коты).
- Назовите звуки по порядку в слове коты.
- Сколько звуков вы назвали? (Четыре).
- Как мы обозначаем звуки? (Квадратиками.)
- У вас в лотках звуковые фишки. Возьмите звуковые линейки. Выложите на звуковых линейках звуковую схему слова коты.
- Какой звук слышится в начале слова коты? (Звук К)
- Какой это звук? (Согласный, твёрдый).
-Квадратиком, какого цвета мы его обозначили? (Синего).
- Какой звук слышится после звука к? (Звук О)
- Какой это звук? (Гласный).
-Квадратиком, какого цвета мы его обозначили? (Красного).
- Какой звук слышится после звука о? (Звук Т)
- Какой это звук? (Согласный, твёрдый).
-Квадратиком, какого цвета мы его обозначили? (Синего).
- Какой звук слышится после звука т? (Звук ы)
- Какой это звук? (Гласный).
-Квадратиком, какого цвета мы его обозначили? (Красного).
- Сколько звуков в слове коты? (Четыре).
7.Дидактическое упражнение «Составь предложение».
- Ребята, Смешарикам нравится составлять предложения. Давайте и мы составим предложения из четырёх слов со словом кот.
Дети: Кот залез под кровать. На скамейке сидит кот. Рыжий кот ловит мышей. Кот очень любит рыбу. Кот бежит за мышкой. Кот греется на солнышке.
III.Физкультминутка. Подвижная игра « Осень - весна».
- Когда я произнесу слово «весна» - вы бегаете, когда – «осень» - ходите. Будьте внимательны.
8.Знакомство с буквами К, к.
- Ребята, о звуках мы Смешарикам рассказали очень много. Теперь пора познакомиться с буквой К, которой обозначаются звуки К, Кь. Посмотрите как выглядит буква К. (Демонстрируется карточка с буквами К к).
- Из скольких элементов состоит буква К? (Ответы детей).
- В какую сторону смотрит буква К? (Ответы детей).
- Отыщите букву в кассе букв.
9.Выкладывание буквы К из ниток, арбузных семечек.
- Покажите Смешарикам как можно выложить букву К из разных материалов. У каждого из вас на столе есть стаканчики с арбузными семечками. Выложите букву К из семечек.
-Возьмите бархатную бумагу. Возьмите одну длинную нитку и две короткие. Выложите букву К на бумаге из ниток.
10.Работа в тетрадях.
- Напечатайте в тетрадях три большие и три маленькие буквы К. Печатайте проговаривая.
- Обведите буквы К, к по контуру и заштрихуйте.
- Найдите в тексте и зачеркните все буквы К, к.
11.Игра с мячом «Один – много»
- Смешарики на полянке часто любят играть в игры с мячом. Становитесь в круг. Мы поиграем с вами в игру «Один-много». Я буду бросать каждому из вас по очереди мяч и называть один предмет, а вы бросаете мне мяч обратно и называете много предметов. Например: «Я говорю «мак» и бросаю мяч Кириллу. Кирилл отвечает «маки» и бросает мне мяч обратно.
Домик – домики, гномик – гномики, комок – комки, снежок – снежки, кустик – кустики, веник – веники, сок – соки, совок – совки, лак – лаки, чайник – чайники, собака – собаки, кошка – кошки, ложка – ложки, волк – волки.
IV.Итог занятия.
-С какими звуками и буквой вы сегодня познакомились на занятии? (Ответы детей.) Положительная оценка деятельности детей со стороны Смешариков.