Власюк Вера Николаевна

Открытое занятие для учителей начальных классов и родителей

15 мая 2022

 Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи 6 – 7 лет.

Тема: «Звуки К, Кь. Буква К».

Цель: закрепление произношения звуков К, Кь. Знакомство с буквой К.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: закрепить у детей навыки различения и чёткого произношения  звуков К, К/; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой  условно-графической схеме; продолжать  знакомить  с понятием «согласный глухой звук»; с буквой К; упражнять в подборе слов антонимов.

 Коррекционно-развивающая:  развивать  память,  слуховое восприятие, логическое мышление, мелкую моторику детей.

 Коррекционно-воспитательная: воспитывать взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.

Оборудование: письмо, предметные картинки: кот, кит, коты; таблица для характеристики звука; предметные картинки в названиях, которых есть звуки К, Кь в разных позициях; буквы К, к -  демонстрационная картинка, звуковые линейки; сигнальные фишки;   лотки со звуковыми фишками; простые  графические  карандаши;  стаканчики с арбузными семечками, бархатная бумага, нитки, кассы букв. Мяч.

 

ХОД НОД

I.Организационный момент.

1.Игра «Письмо от Смешариков».

 Ребята, сегодня я получила письмо от наших хороших знакомых – Смешариков. Посмотрите, вот они. (На мультимедийном экране заставка Смешарики). Послушайте, что они пишут: «Дорогие, ребята, мы вместе с вами изучаем азбуку, знакомимся со звуками и буквами. Занятия для нас проводит Лосяш. Но сегодня Лосяш заболел, а нам не хотелось бы пропускать занятие.   Помогите нам, пожалуйста, познакомится с новыми звуками. Эти  звуки спрятались в отгадках загадок, которые (приготовил Лосяш) мы вам отправили в письме.» 

 - Ребята, поможем Смешарикам? (Ответы детей.)  Послушайте внимательно загадки и отгадайте их. 

Вес его – до сотни тонн,

Крошка рядом с ним и слон!

Он плывёт – вода «кипит»!

Угадай, кто это - …(кит).

 

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится.

Угадали? Это - …(кот).

(На наборное полотно выставлены картинки кот и кит.)

   -Ребята, а как вы думаете, одинаково ли звучат первые звуки в словах кот и кит? (Ответы детей.)  

  -В слове кот звук К твёрдый, а в слове кит – мягкий.

 -Сегодня мы будем произносить слова со звуками К и  Кь, познакомимся с буквой К.

II.Основная часть

2.Произнесение, наблюдение за положением артикуляционных органов, звучанием, характеристика звуков К, Кь.

- Ребята, давайте вместе со Смешариками понаблюдаем за произношением звуков К, Кь и определим какие это звуки.

- Спойте  звук К. (Не поётся.) Произнесите звук К протяжно, долго. 

- При произнесении звука К  воздух проходит свободно? (Нет воздух встречает преграду.)

- Какую преграду встречает воздух? (Мешает язык («горкой»).)

Звук К  не поётся, при произнесении звука воздух встречает преграду –  как  называется такой звук? (Согласный.)

- Звук  К «звонкий или глухой»? Как это проверить? (Положить  руку на горлышко и произнести  звук К, горлышко «не дрожит». Звук К глухой.)

- Звук К   твёрдый или мягкий? (Твёрдый.)

Фишкой какого цвета будем обозначать звук К?  (Синим.) 

(Дети дают характеристику звука опираясь на вопросы дефектолога.)

- Спойте  звук Кь. (Не поётся.) Произнесите звук Кь протяжно, долго. 

- При произнесении звука Кь воздух проходит свободно? (Нет воздух встречает преграду.)

- Какую преграду встречает воздух? (Мешает язык («горкой»))

- Звук  Кь «звонкий или глухой»? ( Глухой) Как вы узнали?  (Положили руку на горлышко, «не дрожит».)

- Звук Кь   твёрдый или мягкий? ( Мягкий.)

Фишкой какого цвета будем обозначать звук Кь?  ( Зелёного.) 

(Дети дают характеристику звука опираясь на вопросы дефектолога.)

 3.Игра «Светофор»

 -Ребята, давайте покажем Смешарикам, как с помощью сигнальных фишек вы определяете где твёрдый звук К, а где мягкий – Кь. Возьмите наши светофорики-фишки. Я буду произносить  звуки К, Кь. Услышав звук К, поднимите сигнальную фишку с синим кружкомУслышав звук Кь  поднимите сигнальную фишку с зелёным кружком. Будьте внимательны.

К, п, к, мь, н, к, х, кь, п, к, м, п, кь, к, в, х, к, х, кь, м, кь, п, х, к, в.

  -Сейчас я буду произносить слоги, а вы поднимите синюю карточку , когда услышите слог со звуком К или зелёную – когда услышите слог с мягким звуком Кь:

ик, ки, ко, ка, ке, ку, ак, кё, ок, акь, ек, акь.

 -Я буду произносить слова. Поднимите сигнальную карточку с синим кружком, когда услышите слово со звуком К или зелёную – когда услышите слово с мягким звуком Кь:

кот, кит, кошка, корова, кепка, кефир, кофе, кино, корка, кирпич, корабль, конфета.

4.Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Апельсин»

- Ребята, Смешарики очень любят играть в игры с пальчиками. Наши пальчики  тоже  устали.   Давайте сделаем  для них зарядку.  (Дети  стают  рядом со  своими стульчиками).

Мы делили апельсин. (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

А он один.  (Показывают 1палец.)

Эта долька – для ежа. (Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька – для   чижа. (Загибают указательный палец.)

Эта долька – для  утят. (Загибают  средний  палец.)

Эта долька – для  котят. (Загибают  безымянный палец.)

Эта долька – для  бобра. (Загибают  мизинец.)

А для волка  - кожура.  (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас – беда!!! (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Разбегайтесь –  кто куда! («Бегут» пальцами по столу.)             

5.Игра  «Подарим картинки  Киту и Коту».

  - Смешарики любят дарить подарки. Мы с вами сейчас тоже будем дарить подарки.  У каждого из вас на столе лежат картинки. Возьмите их и подойдите к панно. (Дети стоят полукругом). Сейчас каждый из вас по очереди будет  называть картинку  и дарить её   Коту, если в названии картинки есть твёрдый звук К или  Киту, если в названии картинки есть мягкий звук Кь. Например: «У меня «валенки». Картинку я подарю  Киту».

6.Игра «выложите звуковую схему слов   коты».

(Дети садятся на стульчики.)

- Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? (Коты).

- Назовите звуки по порядку в слове  коты.

 - Сколько звуков вы назвали? (Четыре).

- Как мы обозначаем звуки? (Квадратиками.)

У вас в лотках звуковые фишки. Возьмите звуковые линейки. Выложите на звуковых линейках звуковую схему слова   коты.

 - Какой звук слышится в начале слова коты(Звук К)

- Какой это звук? (Согласный, твёрдый).

-Квадратиком, какого цвета мы его обозначили? (Синего).

- Какой звук слышится после звука к(Звук О)

- Какой это звук? (Гласный).

-Квадратиком, какого цвета мы его обозначили? (Красного).

- Какой звук слышится после звука о(Звук Т)

- Какой  это звук? (Согласный, твёрдый).

-Квадратиком, какого цвета мы его обозначили? (Синего).

- Какой звук слышится после звука т(Звук ы)

- Какой это звук? (Гласный).

-Квадратиком, какого цвета мы его обозначили? (Красного).

- Сколько звуков в слове коты? (Четыре).

7.Дидактическое упражнение «Составь предложение».

- Ребята, Смешарикам нравится составлять предложения.  Давайте и мы составим предложения из четырёх слов со словом кот.

Дети: Кот залез под кровать. На скамейке сидит кот. Рыжий кот ловит  мышей. Кот очень любит рыбу. Кот бежит за мышкой. Кот греется на солнышке.

III.Физкультминутка. Подвижная игра « Осень - весна».

 - Когда я произнесу слово «весна» - вы бегаете, когда – «осень» - ходите. Будьте внимательны.

8.Знакомство с буквами К, к.

  - Ребята, о звуках мы Смешарикам рассказали очень много. Теперь пора познакомиться с буквой К, которой обозначаются звуки К, Кь. Посмотрите как выглядит буква К. (Демонстрируется карточка с буквами К к).

- Из скольких элементов состоит буква К? (Ответы детей).

- В какую сторону смотрит буква К? (Ответы детей).

 - Отыщите букву в кассе букв.   

 9.Выкладывание буквы К из  ниток, арбузных семечек.

  - Покажите Смешарикам как можно выложить букву К из разных материалов. У каждого из вас на столе есть стаканчики с арбузными семечками. Выложите букву К из семечек.

  -Возьмите бархатную бумагу. Возьмите одну длинную нитку и две короткие.  Выложите букву К  на бумаге из ниток.

10.Работа в тетрадях.

- Напечатайте в тетрадях три  большие и три  маленькие  буквы  К. Печатайте проговаривая.

- Обведите буквы  К, к по контуру и заштрихуйте.

- Найдите в тексте и зачеркните все  буквы  К, к.

11.Игра с мячом «Один – много»

- Смешарики на полянке часто любят играть  в игры с мячом. Становитесь в круг.  Мы поиграем с вами в игру «Один-много». Я буду бросать каждому из вас по очереди мяч и называть один предмет, а вы бросаете мне мяч обратно и называете много предметов. Например: «Я говорю «мак» и бросаю мяч Кириллу. Кирилл отвечает «маки» и бросает мне мяч обратно.

Домик – домики, гномик – гномики, комок – комки, снежок – снежки, кустик – кустики, веник – веники, сок – соки, совок – совки, лак – лаки, чайник – чайники, собака – собаки, кошка – кошки, ложка – ложки, волк – волки.

IV.Итог занятия.

  -С какими звуками и буквой вы сегодня познакомились на занятии?  (Ответы детей.) Положительная оценка деятельности детей со стороны Смешариков.

 

Оставить комментарий: